CrossLingua’2012 < 25 — 30. 09.12 < Ukraine, Crimea, Parthenit

СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В КОГНИТИВИСТИКЕ

Светлана Самуиловна Дикарева

кандидат филологических наук, доцент кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики

Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского

Факультет славянской филологии и журналистики

Межведомственный научно-исследовательский центр когнитивной и прикладной лингвистики ТНУ им. В.И.Вернадского и

Украинского языково-информационного фонда НАН Украины

Симферополь, Украина

E-mail: dikareva@crimea.com

http://www.crimea.edu/person_page/dikareva/index.htm


Форум по прикладной когнитивистике «CrossLingua’2012: Когниция. Коммуникация. Культура» фокусирует внимание на кроссдисциплинарной научной платформе когнитивных наук, направленных на изучение ментальных составляющих коммуникации в новых социально-культурных средах.

Возникновение когнитологии, или когнитивной науки (cognitive science) считают важнейшим событием в науке XX века. По определению Стэнфордской философской энциклопедии, когнитивная наука представляет собой междисциплинарное изучение мышления и интеллекта, основанное на объединении философии, психологии, искусственного интеллекта, нейрологии, лингвистики ,антропологии (http://plato.stanford.edu/entries/cognitive~science)

Интеллектуальные истоки когнитивной науки относят к середине 1950-х годов, когда ученые различных областей науки стали разрабатывать теории мышления, основанные на комплексном представлении знаний и вычислительных процедур.

Оригинальный подход к решению проблемы представления знаний в системах искусственного интеллекта предложил Марвин Минский ( Marvin Minsky/ A framework for representing knowledge, Cambridge, 1974). В 1979 году опубликован перевод на русский язык книги Марвина Минского «Фреймы для представления знаний» (Минский 1979). В этой работе выдвигается гипотеза о восприятии человеком зрительных образов в виде фреймов - структур знаний, анализируются ситуации распознавания образов на основе сцен и субфреймов, обсуждается модель понимания естественного языка как процедуры, включающей в себя эпизоды и сложные сценарии. Сценарий представляет собой процедурный способ представления стереотипного знания, которое описывается в виде алгоритма или инструкции, например, сценарий торговой сделки, сценарий посещения ресторана, сценарий «день рождения», «выбор подарка» и др.(Минский 1979).

Сцены и сценарии как категории когнитивной лингвистики приобрели достаточно широкую популярность (W. Schulze 2000 Cognitive Linguistics Meets Typology. The Architecture of a "Grammar of Scenes and Scenarios" http://www.lrz-muenchen.de/~wschulze/cog_typ.htm), (Дикарева 2002)

В докладе обсуждается влияние когнитивной науки на лигвистику, сцены и сценарии рассматриваются как категории семантической связности диалогического пространства Web-коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дикарева С.С. Когнитивные сценарии диалогических событий. University of Tartu, Tartu, 2002. – p. 95 – 102

2. Минский М. Фреймы для представления знаний. Пер. с англ. О.Н. Гринбаума Под ред. Ф.М.Кулакова, М.: Энергия, 1979. — 152 с.

3. W. Schulze 2000 Cognitive Linguistics Meets Typology. The Architecture of a "Grammar of Scenes and Scenarios" http://www.lrz-muenchen.de/~wschulze/cog_typ.htm