CrossLingua’2012 < 25 — 30. 09.12 < Ukraine, Crimea, Parthenit
КОГНИТИВНОСТЬ КАК АСПЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА
Культура – пространство жизни человека – на уровне объектном (по Аристотелю, «биос феоретикос» / «то, что доступно умственному взору») представляется полем интегрирования отраслей гуманитарного знания, позволяющего позиционировать культурологию как Человековедение. Последнее опредмечивается различными типами, видами и формами знания, образующими совокупность интеллектуальных (в основном – вербально-логических) практик. Складывающаяся их конфигурация свидетельствует о:
Искусство – элемент духовно-ценностного пространства культуры – являет особое знание (когнитивный смысл), ибо создает образ мира специфическим (звуками, словами, красками и т.д.) способом, опредмечивая его в художественных образах (персонифицированных смыслах) и обусловливая символологический дискурс. Иными словами, сложность говорения о художественно-эстетическом требует специального, не-прямого высказывания.
Вербализация в музыкальной сфере обостряет, с одной стороны, данную проблематику (оперируя «нематериальным» звуком), с другой – делает успешные когнитивные сценарии репрезентативными (значит – экстраполируемыми) для иных видов искусства.
Некоторые аспекты музыковедческой аналитики «произросли» из статьи доктора искусствоведения Ю.Н. Холопова «О формах постижения музыкального бытия», являющейся откликом на доклад доктора философских наук Ю.А. Урманцева «О формах постижения бытия», прочитанный в Московской консерватории в 1992г. (обе работы опубликованы в журнале «Вопросы философии», №4 в 1993г.). «Мучительная неоднозначность» (Ю.Н. Холопов) музыки позволяет выделить следующие направления и уровни анализа:
Не претендуя на «всеохватность» вышеперечисленного, подчеркнем: когнитивность явяется здесь неотъемлемым свойством (атрибутом) анализа сферы музыкального.