CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit
В.И. ВЕРНАДСКИЙ В УНИВЕРСУМЕ ИНТЕРНЕТА. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ: 2008 — 2013
Форум по прикладной когнитивистике «CrossLingua’2013: Когниция. Коммуникация. Культура» фокусирует внимание на кроссдисциплинарной научной платформе когнитивных наук, целью которых является изучение ментальных составляющих коммуникации в новых культурных средах.
Тематика представленных докладов охватывает исследования в области когнитивной лингвистики и литературоведения, когнитивной культурологии, географии, психиатрии, изучение новых методов дидактики на основе когнитивных механизмов языковых процессов, разработку исследовательских программ автоматической обработки текстов и созданию специализированных коллекций web-ресурсов.
Целью научно-образовательного проекта «Универсум Интернета о В.И. Вернадском» является лингвистический мониторинг Web-пространства, посвященного творческому научному наследию крупнейшего ученого ХХ века Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945).
Теоретическая концепция проекта и практическая реализация выполняется в рамках деятельности Межведомственного Центра когнитивной и прикладной лингвистики ТНУ им. В.И.Вернадского и Украинского языково-информационного фонда НАН Украины (директор академик НАН Украины В.А.Широков). Проект осуществляется при активном участии студентов факультета славянской филологии и журналистики ТНУ им. В.И.Вернадского (Елена Кищенко, Юлия Малая, Ольга Дробышевская, Светлана Райковская, Евгения Стефанова) [ 2], [3], [4].
Постанока задачи. Первый шаг на пути к осуществлению проекта состоит в поиске и систематизации Web-ресурсов, воссоздающих атмосферу эпохи Вернадского. Следующим шагом является создание авторского Интернет-корпуса электронных републикаций трудов В.И.Вернадского.
Приобретение знаний в средах World Wide Web влечет за собой необходимость принципиально новых лингвистических и образовательных технологий, основанных на новых реалиях: электронное слово, электронное сообщение, гипертекст, Web-сайт, Web-портал, метасайт, виртуальная коммуникация, киберпространство[1]
Интернет становится эффективной средой приобретения знаний, определены образовательные траектории Web-пространства.
В нашем понимании образовательные траектории - это своеобразные ориентиры сетевой коммуникации, которые включают в себя аннотированное описание Web-ресурса в соответствии с заданным списком параметров.
Список параметров описания Web-ресурса включает титульное название Web-ресурса, Интернет-адрес (адреса); автор (авторы) проекта; год создания; язык (языки) интерфейса; язык (языки) контента; главное меню, гипертекстовая организация; формы интерактива (гостевые книги, чаты, форумы, блоги (интернет-дневники), визуальные образы - скриншот экрана домашней страницы с характеристикой семиотики дизайна, например, портрет ученого, здание музея, символика биосферы и ноосферы.
Как показывают исследования, тексты В. И. Вернадского выходят за рамки устойчивых тематических, композиционных и стилистических типов высказываний, которые характеризуют научные жанры. Отличительной чертой работ ученого являются новые подходы к организации текста, особая манера повествования в виде коротких заметок и комментариев. В результате когнитивные установки и коммуникативные модели текстов отличается высокой степенью диалогизации.
Перспектива проекта состоит в расширении эмпирического материала, что включает в себя привлечение к анализу текстов малой прозы (в частности, дневников).
ЛИТЕРАТУРА