CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit

ВЕРОЯТНОСТНО-АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОРОЖДЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Александр Васильевич Зубов

Заведующий кафедрой информатики и прикладной лингвистики,

доктор филологических наук, профессор

Минский государственный лингвистический университет

Кафедра информатики и прикладной лингвистики

Минск, Беларусь

E-mail: proscien@mslu.by

 


За последние десятилетия в различных странах мира создано большое количество программ, порождающих тексты стихотворений. Но результат работы таких программ несравним с настоящими поэтическими текстами. Наиболее полно о создаваемых компьютерами стихотворениях сказал автор компьютерной системы «Кибер–Пушкин» Сергей Тетерин [1]: «Я научил его всему что нужно: поэтическому ритму, правилам рифмования, специфике поэтического лексикона… Забил в базу данных лучшие образцы поэзии Есенина, Мандельштама, Вертинского и Пригова Дмитрия Александровича. Потратил на все это МАССУ СИЛ И ВРЕМЕНИ. И что в итоге? Обнаружил, что «Кибер–Пушкин» пишет полную белиберду, да еще с чудовищными орфографическими ошибками».

Все дело в том, что в существующих подходах к проблемам порождения текстов, тем более поэтических, слабо реализованы синергетические аспекты текстопорождения, заключающиеся в возможности саморегуляции процесса порождения и его автоматического поддержания. В соответствии с постулатами синергетического подхода, функционирование каждой системы, в том числе и системы порождения текста, зависит от совместного действия определенных элементов системы и обусловлено комплексом явлений недетерминистского типа. К ним относятся неравновесность составляющих системы, случайность, спонтанность, асимметрия. Учет данных параметров представляется чрезвычайно важным для исследования системы, взаимодействующих со средой, в частном случае, с автором текста. С точки зрения Р.Г. Пиотровского, такую координацию элементов системы осуществляет специальный коммуникативно-прагматический оператор (КПО), который обеспечивает самоорганизацию процесса порождения на всех его уровнях. Как предполагают психологи, КПО формируется в лобной доле левого полушария мозга человека и воздействует через специальные связи на процесс переработки лингвистической информации в подкорковых структурах и других участках коры головного мозга. КПО подчиняет себе работу «каждого уровня порождения той стратегии, которая была задана мотивомвысказывания. Для решения этой задачи КПО должен блокировать «всплывание» побочных ассоциаций и связей, обеспечивая тем самым отбор только тех лексико-семантических, семантико-грамматических, стилистических элементов и их сенсорных кодов, которые необходимы для адекватного воплощения замысла – денотата» [2, с. 12].

Исследователь Мышкина Н.Л. отмечает [3, с. 11], что произведение предстает как некое законченное целое, иными словами, как целое, наделенное смыслом, благодаря регулярной повторяемости одних и тех же единиц и их комбинаций. Такие индивидуально-авторские слова текста можно назвать «ключевыми» или «опорными» словами текста. В структуре таких опорных слов существует определенная иерархия. Часть из них является «главными», «важными» словами всего содержания текста. Они определяют главный предмет сообщения и по существу являются свернутым замыслом текста. Есть в тексте и другие слова, которые являются менее важными для той же описываемой в тексте ситуации, но которые являются центром не всей описываемой в тексте ситуации, а некоторых микроситуаций. Эти две группы слова текста можно определить как статический аспект содержания текста. Именно такие слова, повторяя в тексте случайным образом в виде различных словоформ, местоименных замен, словарных и контекстуальных синонимов обеспечивают повторяемость основных смысловых единиц текста.

Переходя на уровень содержания всего текста, важно то, что упомянутые выше опорные слова текста «делают» во фрагментах этого текста (строфах, абзацах) совместно с другими словами текста. Именно в значении опорных слов текста сохраняются семантическая связь с предшествующим и заложено на некоторое семантическое расстояние последующее. Содержание таких фрагментов текста, (например, строф) называют предметно-логическим содержанием. Их линейная последовательность для конкретного текста формирует логико-семантическое содержание текста и представляет собой, по сути, его динамическое содержание.

В процессе создания поэтического текста тема текста, представленная в виде некоторого набора опорных слов, «разворачивается» в виде логико-семантической формулы порождаемого текста. Последовательность предметно-логических содержаний строф такого текста – это «озарения» автора, вызванное духовной или материальной практикой человека. Смоделировать этот процесс на компьютере можно, используя лишь вероятностный принцип, выбирая одну из возможных для модулируемого автора последовательность предметно-логических содержаний строф создаваемого текста, ибо у каждого поэта есть типичные для него размеры стиха, излюбленные типы рифм, характерные метафоры, особенности лексики и синтаксиса [4, с. 114].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кибер–Пушкин 1.0 бета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teterin.ru/pushkin/ – Дата доступа: 14.03.2013.
  2. Пиотровский, Р.Г. Лингвистическая синергетика: исходные положения, первые результаты, перспективы.– СПБ.: СПбГУ, 2006. – 153 с.
  3. Мышкина, Н.Л. Внутренняя жизнь текста: механизмы, формы, характеристики. – Пермь, 1998. – 76 с.
  4. Бражникова, З.В., Карлюк, А.С. Человек. Компьютер. Творчество. – Минск: Университетское, 1991. – 132 с.