CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit
КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ТЕКСТОВ В.И. ВЕРНАДСКОГО В УНИВЕРСУМЕ ИНТЕРНЕТА
В выступлении представлено лингвокогнитивное исследование текстов Владимира Ивановича Вернадского, выполненное в рамках проекта «Универсум Интернета о В.И. Вернадском», который разрабатывается в научно-исследовательском Центре когнитивной и прикладной лингвистики ТНУ им. В.И. Вернадского и УЯИФ НАН Украины. Проект направлен на создание авторского Интернет-корпуса электронных републикаций трудов В. И. Вернадского [1]. Научный руководитель — Светлана Самуиловна Дикарева, участники проекта – студенты ТНУ им. В.И. Вернадского Елена Кищенко (2008), Юлия Малая (2008), Ольга Дробышевская (2010), Светлана Райковская (2012), Евгения Стефанова (2013).
Проект стартовал в 2008 году. Первый этап осуществления проекта состоял в поиске, анализе, систематизации и параметризации Web-ресурсов о В. И. Вернадском на русском, украинском и английском языках.
По замыслу авторов проекта, Интернет-корпус текстовВ. И. Вернадского будет отражать резонанс идей ученого в эпоху информационных технологий и цифровых коммуникативных систем. Настоящий этап состоит в обращении к текстам В. И. Вернадского от первого лица (научные и научно-популярные статьи, заметки, дневники). Проводится паспортизации текстов по принципу корпусных технологий (внешняя разметка), а также указываются лексико-грамматические параметры текстов, типичные синтаксические конструкции, когнитивная модель, коммуникативная модель, ключевые концепты.
В центре внимания современной когнитивистики находятся модели и прикладные решения, направленные на изучение ментальных составляющих рациональной и эффективной коммуникации. Особую значимость приобретают креативные возможности дискурсивно-диалогических форм изложения информации и ее осмысления в разных коммуникационных процессах [2].
В выступлении приводятся примеры паспортизации дневников 1930-х г. В.И. Вернадского, рассматриваются когнитивные установки автора дневника и коммуникативная модель, например, когниция — размышление, сопоставление идей, логический вывод, коммуникативная модель — внутренний диалог (см. приведенный фрагмент из дневника В.И.Вернадского, 24.XI.[1]930 Царское Село.
Пример. В.И.Вернадский. Дневники. Персонвльный сайт. М. Михеев
http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/authors/vernadsky/1930.htm
Фрагмент дневника
24.XI.[1]930Царское Село
Удивительно - не делается вывод из теории эволюции и эволюционного происхождения человека.
Если человек, как это видно, произошел из низших форм - в пределе из одно-клет[очного] организма - то разум человека является не венцом эволюции, а промежуточной формой.Отсюда: 1) могут существовать гораздо более мощные проявления разума, чем разум человеческий;
2) появления этих более мощных проявлений разума могут сказываться в биосфере, на нашей планете < .>
Автор | В.И. Вернадский (1863-1945) |
Пол | Мужской |
возраст | 67 лет |
Дата создания | 24.XI.[1]930 |
Место создания | Царское Село |
Жанр | Дневник |
Язык (языки) | Русский, латинский, английский, немецкий |
Аудитория рукописи | Автокоммуникация |
Аудитория печатного издания | Читатели издания |
Аудитория электронного ресурса | Посетители специализированного сайта М.Михеева
http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/authors/vernadsky/1930.htm |
Когнитивная модель | Размышление, аргументация, логический выбор |
Коммуникативная модель | Внутренний диалог |
Орфография | Сокращения, усечения |
Пунктуация | Авторская, «вольное тире», парцелляция |
Лексика | Научная |
Грамматика | Синтаксис внутреннего диалога (вопросы, предполагаемые решения, каузативные конструкции если…, то, отсюда) |
Ключеые концепты | Теория эволюции, разум человека, биосфера |
Объем дневника | 168 словоформ, 1,032 знаков (без пробелов) |
Примечания | [1]. -[2]. - [3]. -[4]. |
ЛИТЕРАТУРА: