CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit

КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ТЕКСТОВ В.И. ВЕРНАДСКОГО В УНИВЕРСУМЕ ИНТЕРНЕТА

Евгения Сергеевна Стефанова

Студентка 5 курса

факультет славянской филологии и журналистики

Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского

Центр когнитивной и прикладной лингвистики ТНУ им. В.И.Вернадского и Украинского языково-информационного фонда НАН Украины

Симферополь, Украина

Email: jen4ik_2408@mail.ru

Научный руководитель — Светлана Самуиловна Дикарева, кандидат филологических наук, доцент

 


В выступлении представлено лингвокогнитивное исследование текстов Владимира Ивановича Вернадского, выполненное в рамках проекта «Универсум Интернета о В.И. Вернадском», который разрабатывается в научно-исследовательском Центре когнитивной и прикладной лингвистики ТНУ им. В.И. Вернадского и УЯИФ НАН Украины. Проект направлен на создание авторского Интернет-корпуса электронных републикаций трудов В. И. Вернадского [1]. Научный руководитель — Светлана Самуиловна Дикарева, участники проекта – студенты ТНУ им. В.И. Вернадского Елена Кищенко (2008), Юлия Малая (2008), Ольга Дробышевская (2010), Светлана Райковская (2012), Евгения Стефанова (2013).

Проект стартовал в 2008 году. Первый этап осуществления проекта состоял в поиске, анализе, систематизации и параметризации Web-ресурсов о В. И. Вернадском на русском, украинском и английском языках.

По замыслу авторов проекта, Интернет-корпус текстовВ. И. Вернадского будет отражать резонанс идей ученого в эпоху информационных технологий и цифровых коммуникативных систем. Настоящий этап состоит в обращении к текстам В. И. Вернадского от первого лица (научные и научно-популярные статьи, заметки, дневники). Проводится паспортизации текстов по принципу корпусных технологий (внешняя разметка), а также указываются лексико-грамматические параметры текстов, типичные синтаксические конструкции, когнитивная модель, коммуникативная модель, ключевые концепты.

В центре внимания современной когнитивистики находятся модели и прикладные решения, направленные на изучение ментальных составляющих рациональной и эффективной коммуникации. Особую значимость приобретают креативные возможности дискурсивно-диалогических форм изложения информации и ее осмысления в разных коммуникационных процессах [2].

В выступлении приводятся примеры паспортизации дневников 1930-х г. В.И. Вернадского, рассматриваются когнитивные установки автора дневника и коммуникативная модель, например, когниция — размышление, сопоставление идей, логический вывод, коммуникативная модель — внутренний диалог (см. приведенный фрагмент из дневника В.И.Вернадского, 24.XI.[1]930 Царское Село.

Пример. В.И.Вернадский. Дневники. Персонвльный сайт. М. Михеев

http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/authors/vernadsky/1930.htm

Фрагмент дневника

24.XI.[1]930Царское Село

Удивительно - не делается вывод из теории эволюции и эволюционного происхождения человека.

Если человек, как это видно, произошел из низших форм - в пределе из одно-клет[очного] организма - то разум человека является не венцом эволюции, а промежуточной формой.Отсюда: 1) могут существовать гораздо более мощные проявления разума, чем разум человеческий;

2) появления этих более мощных проявлений разума могут сказываться в биосфере, на нашей планете < .>

Паспорт дневника
Автор В.И. Вернадский (1863-1945)
Пол Мужской
возраст 67 лет
Дата создания 24.XI.[1]930
Место создания Царское Село

Жанр Дневник
Язык (языки) Русский, латинский, английский, немецкий
Аудитория рукописи Автокоммуникация
Аудитория печатного издания Читатели издания
Аудитория электронного ресурса Посетители специализированного сайта М.Михеева
http://uni-persona.srcc.msu.ru/site/authors/vernadsky/1930.htm
Когнитивная модель Размышление, аргументация, логический выбор
Коммуникативная модель Внутренний диалог
Орфография

Сокращения, усечения

Пунктуация Авторская, «вольное тире», парцелляция
Лексика Научная
Грамматика Синтаксис внутреннего диалога (вопросы, предполагаемые решения, каузативные конструкции если…, то, отсюда)
Ключеые концепты Теория эволюции, разум человека, биосфера
Объем дневника 168 словоформ, 1,032 знаков (без пробелов)
Примечания [1]. -[2]. - [3]. -[4].

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дикарева С.С., Кищенко Е.А., Рабулец А.Г. Этапы реализации проекта «Универсум интернета о В.И.Вернадском» WEB-коллекция «Биографии». MegaLing'2008. Горизонты прикладной лингвистики и лингвистических технологий // Доклады международной конференции. 22-28 сентября 2008, Украина, Крым, Партенит, 2008 - с.326-330
  2. Дикарева С. С., Стефанова Е.С. Когнитивная составляющая учения В.И. Вернадского: Разум и Языки Человечества в цифровых коммуникативных системах// В.И. Вернадский и глобальные проблемы современной цивилизации. Тезисы международной конференции. Украина, АР Крым, Симферополь, 23 – 25 апреля 2013 г. — Симферополь, ИТ «Ариал», 2013 - С.41