CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit

МИР КАК АВТОПОРТРЕТ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ И МЕНТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО АВТОРА

Наталья Павловна Иванова

доктор филологических наук, профессор

кафедры методики преподавания филологических дисциплин

Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского

Факультет славянской филологии и журналистики

E-mail: n-p-ivanova@yandex.ua

 


Тезис о том, что пространство не обладает онтологическим статусом вне мышления, был выдвинут известным американским когнитивистом Дж. Лакоффом. Декларируя это, ученый находится в русле исследований, начатых его коллегой по Калифорнийскому университету Ж. Фоконье, который в 1985 году предложил термин, описывающий отражение реального мира в сознании воспринимающего субъекта, - «ментальное пространство», призванное не воспроизводить так называемую «объективную действительность», а воплощать образ того, что человек думает и говорит о тех или иных вещах. А значит, ментальные пространства по своей природе когнитивны и их рассмотрение позволяет вывести на качественно новый уровень анализ литературного пейзажа, являющегося одной из главных форм их экспликации. Однако у Ж. Фоконье термин «ментальное пространство» использовался в широком понимании и был синонимичен понятию «внутренний мир человека».

Таким образом, пропущенные сквозь призму авторского мировосприятия и миропонимания пейзажные образы в одних исследованиях имеют названия фреймов ментальных пространств (Ж. Фоконье, М. Тернер), в других – элементов картины мира (Ю.М. Караулов), в третьих – концептов (Н.Д. Арутюнова), в четвертых – мифологем (А.Ф. Лосев). Как представляется, это явления одного порядка, результаты не столько портретирования, сколько, в терминологии Н.М. Тарабукина, «автопортретирования» природы, национального, культурного и индивидуально-авторского мифотворчества.

Применительно к анализу литературного пейзажа категория «ментальное пространство автора» может трактоваться как мировоззрение автора (Н.П.Иванова), которое выражается посредством пространственных характеристик, реализованных в картинах окружающего мира

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арутюнова Н.Д., Янко Т.Е. Логический анализ языка: Культурные концепты / Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. – М: Наука, 1991. – 204 с.
  2. Иванова Н. П. Мир как автопортрет (литературный пейзаж и ментальное пространство автора в русской прозе 19 века). – Симферополь, 2010. – 386 с.
  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: ЛКИ, 2010. – 264 с.
  4. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование / Джордж Лакофф [электронный ресурс] // Режим доступа: http://elib.org.ua/philosophy/ua_show_archives.php?subaction=showfull&id=1108677734&archive=0212&start_from=&ucat=1&. - Дата визита: 18.02.2005.
  5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. – М., 1990. – 405 с.
  6. Тарабукин Н.М. Философия пейзажа [электронный ресурс] / Н.М. Тарабукин // Режим доступа: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ tarabukin/tar2.htm. - Дата визита: 23.10.2006.