CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit
МИР КАК АВТОПОРТРЕТ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ И МЕНТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО АВТОРА
Тезис о том, что пространство не обладает онтологическим статусом вне мышления, был выдвинут известным американским когнитивистом Дж. Лакоффом. Декларируя это, ученый находится в русле исследований, начатых его коллегой по Калифорнийскому университету Ж. Фоконье, который в 1985 году предложил термин, описывающий отражение реального мира в сознании воспринимающего субъекта, - «ментальное пространство», призванное не воспроизводить так называемую «объективную действительность», а воплощать образ того, что человек думает и говорит о тех или иных вещах. А значит, ментальные пространства по своей природе когнитивны и их рассмотрение позволяет вывести на качественно новый уровень анализ литературного пейзажа, являющегося одной из главных форм их экспликации. Однако у Ж. Фоконье термин «ментальное пространство» использовался в широком понимании и был синонимичен понятию «внутренний мир человека».
Таким образом, пропущенные сквозь призму авторского мировосприятия и миропонимания пейзажные образы в одних исследованиях имеют названия фреймов ментальных пространств (Ж. Фоконье, М. Тернер), в других – элементов картины мира (Ю.М. Караулов), в третьих – концептов (Н.Д. Арутюнова), в четвертых – мифологем (А.Ф. Лосев). Как представляется, это явления одного порядка, результаты не столько портретирования, сколько, в терминологии Н.М. Тарабукина, «автопортретирования» природы, национального, культурного и индивидуально-авторского мифотворчества.
Применительно к анализу литературного пейзажа категория «ментальное пространство автора» может трактоваться как мировоззрение автора (Н.П.Иванова), которое выражается посредством пространственных характеристик, реализованных в картинах окружающего мира
ЛИТЕРАТУРА