CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit
ИДЕЙНАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬ РОМАНА МИШЕЛЯ БЮТОРА «ИЗМЕНЕНИЕ»
Идейная многозначность романа «Изменение» (1957) создается особыми средствами романной поэтики.
Во-первых, повествование этого романа представляет собой сплошной «поток сознания» героя, обладающий одной особенностью: начиная с первой фразы «Ты ставишь левую ногу на медную планку» и до финала романа герой, рассказывая о себе, постоянно говорит «ты» (во французском оригинале «вы»). В любом случае форма повествования от второго лица явно диалогична, так как в ней ощущается характерное для «нового романа» обращение героя к читателю с предложением занять его место и решить его проблему.
Во-вторых, проблема, которую пытается решить герой, является архетипической, так как в романе речь идет о вечной проблеме выбора, с которой постоянно сталкиваются все люди. Перед героем стоит серьезная жизненная альтернатива: то ли развестись с женой и жить с любовницей, то ли расстаться с любовницей и вернуться к жене и детям. Роман завершается тем, что он передумал разводиться. Но в идейном отношении универсальная проблема выбора осталась нерешенной, так как герой просто устранился от ее решения. Он предпочел не менять свою жизнь, то есть жить с женой и не расставаться с любовницей. Такая постановка проблемы служит тому, чтобы каждый читатель поставил себя на место героя и сделал выбор вместо него.
В-третьих, книга, которую решил написать герой, чтобы изложить в ней свою жизненную проблему с самого начала, в своем символическом значении выражает бесконечность и фатализм повторения его истории, и невозможность сделать выбор. Вместе с тем, в своем позитивном символическом значении книга, как источник знаний, допускает вероятную возможность решения проблемы выбора на одном из витков цикла.
Таким образом, поэтика романа «Изменение» характеризуется явной обращенностью к читателям, как бы предлагает помочь сомневающемуся герою решить его проблему. Многозначность романа Бютора, следовательно, порождена его прагматикой, так как она происходит от различного отношения читателей к его идейному конфликту, состоящему в незавершенном диалогическом противопоставлении возможности и невозможности решения проблемы выбора на примере жизненной ситуации героя.
Данная диалогическая интерпретация позволяет избежать однозначного толкования романа, в котором герой может изображаться то положительным персонажем, решившим «тянуть лямку» ради благополучия семьи, то слабохарактерным человеком, отказавшимся от личного счастья. А образ книги, который противопоставлением своего позитивного и негативного символического значения представляет идейный конфликт романа нерешенным, может быть интерпретирован как позитивный выход из сложившейся ситуации.