CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit
СПЕЦИФИКА ОБРАЗНОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ АНГЛИЙСКОГО МОДЕРНИЗМА
(на материале художественной прозы В. Вулф)
Феномен телесности как объект исследования привлекал интерес значитального количества учених, работающих в разных сферах науки, как имеющий междисциплинарный характер (Быховская 2000; Гомілко 2007; Жаров 2001; Медведева 2005; Никитин 1999; Подорога 1995; Полтавцева 2005), поскольку человеческое тело в его разнообразнейших проявлениях пребывает в фокусе внимания анатомии, психологии, социологии, культурологии, культурологии, искусствоведения, философии и т.п. Не обошли его своим вниманием и филологи − как литературоведы, так и лингвисты (Дискурсы телесности 2008; Козеренко, Крейдлин 2011; Полтаробатько 2009; Сузнель 2003; Штейнбук 2006; Body, Language 2007 и др.).
Учитывая разноаспектный характер человеческого тела, ракурсы его изучения не исчерпываются проблематикой его строения и функционирования, но и включают вопросы взаимодействия с себе подобными, осмысления бытия человека как homo corporalis, его места в социуме и т.п.
Телесность как термин постмодернизма, понимается как социокультурное явление, совокупность телесных проявлений, претерпевших трансформации в результате влияния социокультурных факторов, которые имеют социокультурное значение и выполняют определенные социокультурные функции.
Благодаря антропоцентрической направленности мировосприятия значимость человеческого тела является очевидной, причем не только как компонента повседневной, а и художественной картины мира, поскольку любой художественный текст предполагает определенную корреляцию человека (человеческого тела) и его окружения. Именно потому охудожествленное тело (художественная телесность) выступает интересным объектом анализа как фон изучения концепта ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА / HUMAN BODY в его разнообразных аспектах.
Поскольку, как демонстрирует аналитический обзор литературы, особенно высоким уровнем значимости тема тела отличается в произведениях модернистов (см. Аствацатуров 2008; Дискурсы телесности 2008; Зульфигарова 2007; Панченко; Татару 2007), материалом исследования послужил корпус художественных текстов представительницы английского модернизма в литературе Виржинии Вулф, среди которых романы “Mrs. Dalloway”, “To the Lighthouse”, “Between the Acts”, “The Waves”.
Объектом анализа в данном исследовании выступает специфика телесности в прозе английского модернизма, которая изучается сквозь призму особенностей концептуализации концептосферы ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN BODY в образном пространстве изучаемых художественных текстов.
Целью исследования является осмысление лингвистических аспектов телесности в английской модернистской художественной прозе.
В исследовании используется метод семантико-когнитивного анализа, что предполагает реконструирование концептуальных метафор в тексте. Методологическую базу составляет теория концептуальных метафор Дж. Лакоффа и М. Джонсона (Lakoff & Johnson 1980), концептуальной интеграции М.Тернера и Ж.Фоконнье (Fauconnier & Turner 2003), а также предложенный З.Кёвечешем подход к разграничению основных когнитивных механизмов поэтического переосмысления базовых концептуальных метафор (Kövesces 2002, с. 47-53).
Полученные результаты выявили особенности концептуализации ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN BODY, модифицированного под влиянием социокультурных факторов, в образном пространстве художественной прозы В. Вулф.
Так, ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА / HUMAN BODY приобретает ряд модусов образной концептуализации в контексте художественного текста, которые вырисовывают специфику влияния общества на человека через телесное восприятие и подчеркивают особенности ее самоощущения и места в социуме, отраженного с английской художественной литературе периода модернизма.
Интерпретируя ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА / HUMAN BODY сквозь призму таких образов как ПРИВЕДЕНИЕ / ФАНТОМ (HUMAN BODY IS A GHOST / PHANTOM), РАСТЕНИЕ НА ВЕТРУ (HUMAN BODY IS A PLANT IN THE WIND), ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК (HUMAN BODY IS AN AIR BALL), МЕРТВОЕ ТЕЛО (HUMAN BODY IS A DEAD BODY), ТЕНЬ (HUMAN BODY IS A SHADOW), ПУСТАЯ РАМКА (HUMAN BODY IS A HOLLOW FRAME), ПЫЛЬ (HUMAN BODY IS A DUST), ВОСКОВАЯ ФИГУРА (HUMAN BODY IS A WAXEN FIGURE), МОРСКАЯ ПЕНА (HUMAN BODY IS A FOAM), ТУМАН (HUMAN BODY IS A MIST), ОДЕЖДА (HUMAN BODY IS A GARMENT), РАКУШКА (HUMAN BODY IS A SHELL), РЕЗЕРВУАР ЖИДКОСТИ (HUMAN BODY IS A WATER CONTAINER), МАРИОНЕТКА (HUMAN BODY IS A MARIONETTE), КОРАБЛЬ (HUMAN BODY IS A BOAT), МИШЕНЬ (HUMAN BODY IS A TARGET) и др., В. Вулф изображает ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА отчужденным от общества, воплощая такие черты и состояния человека как одиночество, страдание, неуверенность, ранимость, беззащитность, подверженность влияниям, восприимчивость, что ярко отражает присущие анализируемому периоду характеристики.
ЛИТЕРАТУРА