CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit

СПЕЦИФИКА ОБРАЗНОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ АНГЛИЙСКОГО МОДЕРНИЗМА
(на материале художественной прозы В. Вулф)

Ирина Анатольевна Галуцких

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии

Запорожский национальный университет

Факультет иностранной филологии

Запорожье, Украина

E-mail: irina_galutskih@mail.ru

 


Феномен телесности как объект исследования привлекал интерес значитального количества учених, работающих в разных сферах науки, как имеющий междисциплинарный характер (Быховская 2000; Гомілко 2007; Жаров 2001; Медведева 2005; Никитин 1999; Подорога 1995; Полтавцева 2005), поскольку человеческое тело в его разнообразнейших проявлениях пребывает в фокусе внимания анатомии, психологии, социологии, культурологии, культурологии, искусствоведения, философии и т.п. Не обошли его своим вниманием и филологи − как литературоведы, так и лингвисты (Дискурсы телесности 2008; Козеренко, Крейдлин 2011; Полтаробатько 2009; Сузнель 2003; Штейнбук 2006; Body, Language 2007 и др.).

Учитывая разноаспектный характер человеческого тела, ракурсы его изучения не исчерпываются проблематикой его строения и функционирования, но и включают вопросы взаимодействия с себе подобными, осмысления бытия человека как homo corporalis, его места в социуме и т.п.

Телесность как термин постмодернизма, понимается как социокультурное явление, совокупность телесных проявлений, претерпевших трансформации в результате влияния социокультурных факторов, которые имеют социокультурное значение и выполняют определенные социокультурные функции.

Благодаря антропоцентрической направленности мировосприятия значимость человеческого тела является очевидной, причем не только как компонента повседневной, а и художественной картины мира, поскольку любой художественный текст предполагает определенную корреляцию человека (человеческого тела) и его окружения. Именно потому охудожествленное тело (художественная телесность) выступает интересным объектом анализа как фон изучения концепта ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА / HUMAN BODY в его разнообразных аспектах.

Поскольку, как демонстрирует аналитический обзор литературы, особенно высоким уровнем значимости тема тела отличается в произведениях модернистов (см. Аствацатуров 2008; Дискурсы телесности 2008; Зульфигарова 2007; Панченко; Татару 2007), материалом исследования послужил корпус художественных текстов представительницы английского модернизма в литературе Виржинии Вулф, среди которых романы “Mrs. Dalloway”, “To the Lighthouse”, “Between the Acts”, “The Waves”.

Объектом анализа в данном исследовании выступает специфика телесности в прозе английского модернизма, которая изучается сквозь призму особенностей концептуализации концептосферы ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN BODY в образном пространстве изучаемых художественных текстов.

Целью исследования является осмысление лингвистических аспектов телесности в английской модернистской художественной прозе.

В исследовании используется метод семантико-когнитивного анализа, что предполагает реконструирование концептуальных метафор в тексте. Методологическую базу составляет теория концептуальных метафор Дж. Лакоффа и М. Джонсона (Lakoff & Johnson 1980), концептуальной интеграции М.Тернера и Ж.Фоконнье (Fauconnier & Turner 2003), а также предложенный З.Кёвечешем подход к разграничению основных когнитивных механизмов поэтического переосмысления базовых концептуальных метафор (Kövesces 2002, с. 47-53).

Полученные результаты выявили особенности концептуализации ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN BODY, модифицированного под влиянием социокультурных факторов, в образном пространстве художественной прозы В. Вулф.

Так, ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА / HUMAN BODY приобретает ряд модусов образной концептуализации в контексте художественного текста, которые вырисовывают специфику влияния общества на человека через телесное восприятие и подчеркивают особенности ее самоощущения и места в социуме, отраженного с английской художественной литературе периода модернизма.

Интерпретируя ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА / HUMAN BODY сквозь призму таких образов как ПРИВЕДЕНИЕ / ФАНТОМ (HUMAN BODY IS A GHOST / PHANTOM), РАСТЕНИЕ НА ВЕТРУ (HUMAN BODY IS A PLANT IN THE WIND), ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК (HUMAN BODY IS AN AIR BALL), МЕРТВОЕ ТЕЛО (HUMAN BODY IS A DEAD BODY), ТЕНЬ (HUMAN BODY IS A SHADOW), ПУСТАЯ РАМКА (HUMAN BODY IS A HOLLOW FRAME), ПЫЛЬ (HUMAN BODY IS A DUST), ВОСКОВАЯ ФИГУРА (HUMAN BODY IS A WAXEN FIGURE), МОРСКАЯ ПЕНА (HUMAN BODY IS A FOAM), ТУМАН (HUMAN BODY IS A MIST), ОДЕЖДА (HUMAN BODY IS A GARMENT), РАКУШКА (HUMAN BODY IS A SHELL), РЕЗЕРВУАР ЖИДКОСТИ (HUMAN BODY IS A WATER CONTAINER), МАРИОНЕТКА (HUMAN BODY IS A MARIONETTE), КОРАБЛЬ (HUMAN BODY IS A BOAT), МИШЕНЬ (HUMAN BODY IS A TARGET) и др., В. Вулф изображает ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА отчужденным от общества, воплощая такие черты и состояния человека как одиночество, страдание, неуверенность, ранимость, беззащитность, подверженность влияниям, восприимчивость, что ярко отражает присущие анализируемому периоду характеристики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аствацатуров А. А. Эротическая утопия и симулякры сознания у Генри Миллера // Дискурсы телесности и эротизма в литературе и культуре. Эпоха модернизма / Сб. ст. под редакцией Д.Г.Иоффе. – М., 2008. - С. 142–165.
  2. Быховская И. М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела.–М., 2000.– 208с.
  3. Гомілко О.Є. Феномен тілесності: автореф. дис. … д. філос. наук: 09.00.04 / Інститут філософії імені Г. С. Сковороди НАН України. – Київ, 2007. – 38 с.
  4. Дискурсы телесности и эротизма в литературе и культуре. Эпоха модернизма. Антология / Ред. Д. Иоффе. – М.: Издательство: Ладомир, Серия: Русская потаенная литература, 2008. – 528 с.
  5. Жаров Л.В. Двадцатилетний опыт изучения проблемы человеческой телесности (Актовая речь). – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского государственного медицинского университета, 2001. – 19 с.
  6. Зульфигарова Ф.С. Своеобразие образа человека в творчестве Вирджинии Вулф // Вопросы филологических наук. – 2007. – № 3. – С. 47–50.
  7. Козеренко А.Д., Крейдлин Г.Е. Фразеологические соматизмы и семиотическая концептуализация тела // Вопросы языкознания. – 2011. – №6. – С. 54-66.
  8. Медведева Н.С. Проблема соотношения телесности и социальности в человеке и обществе: дис... канд. филос. наук: 09.00.03. – Луганск, 2005. – 283 с.
  9. Панченко В. Антропологія статевих взаємин у романі Д.Г. Лоренса “Коханець Леді Чатарлей”// Studia methodologica: “Антропологія літератури: комунікація, мова, тілесність”. Вип.25. – http://studiamethodologica.com.ua/ ?page_id=249
  10. Подорога В.А. Феноменология тела. – М., 1995.
  11. Полтавцева О.Н. Антропология музыкальной телесности: дис... канд. филос. наук: 09.00.04. – Харьков, 2005. – 203 с.
  12. Полтаробатько Е.Д. Категория телесности в акмеистическом дискурсе : дис... канд. филол. наук: 10.01.01. – М., 2009. – 189 с.
  13. Сузнель, де А. Символіка людського тіла. – К.:«Знання-Прес», 2003. – 566с.
  14. Татару Л. В. Представление концепта «Тело человека» в композиционно-нарративной структуре модернистского текста // Вестник СПбУ. Серия 9. Филология, востоковедение, журналистика. – Вып. 4 (Ч. II). − 2007. − С. 68-77.
  15. Штейнбук Ф.М. Антропологічність тілесності в текстових стратегіях сучасної літератури в контексті відношення до власного тіла // Культура народов Причерноморья. – 2006. - №92. – С. 86-90.
  16. Body, Language and Mind. Vol.1: Embodiment / ed. by T. Ziemke, J. Zlatev, R.Frank. – Berlin, NY: Mouton de Gruyter, 2007. – 460 p.
  17. Fauconnier G., Turner M. The Way We Think: Conceptual Blending And The Mind's Hidden Complexities. – NY: Basic Books, 2003. – 464 p.
  18. Kövecses Z. Metaphor: A Practical Introduction. –– Oxford: Oxford University Press, 2002.
  19. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. – Chicago: University of Chicago Press, 1980.
  20. Woolf V. Between the Acts /the Years. –Hertfordshire: Wordsworth Editions, 2012. – 448p.
  21. Woolf V. Mrs. Dalloway. – Hertfordshire: Wordsworth Editions Ltd, 1996. – 176 p.
  22. Woolf V. The Waves. – London: Wordsworth Editions, 2000. – 300 p.
  23. Woolf V. To the Lighthouse. – Hertfordshire: Wordsworth Editions Ltd, 1994 – 176 p.