CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit

КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНЦЕПЦИИ Г. РИДА «ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА»

Татьяна Владимировна Мельниченко

кандидат филологических наук, доцент

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Факультет иностранной филологии

Симферополь, Украина

Е-mail: tanya.melnichenko@gmail.com

 


Вопросы, связанные с такими когнитивными процессами как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение, привлекали внимание ученых, философов и мыслителей со времен античности. Когнитивная наука позволила по-новому взглянуть на структуру познания, восприятие мира в ходе человеческой деятельности, соотношение между «научной» и «обыденной» когницией.

В когнитивистике существует понятие «когнитивный словарь человека», под которым понимается уникальный репертуар гештальтов, доступных для его восприятия. Чем богаче этот репертуар, тем больше связей между явлениями различного порядка он может увидеть, тем выше уровень его творческих способностей. Расширению когнитивного словаря может помочь система образования и воспитания человека, сохраняющая баланс между структурными методами обучения и методами, способствующими развитию целостного, гештальтного взгляда на мир. В современных педагогических исследованиях звучит мысль о том, что в школьных дисциплинах следует стремиться к феноменологичности, к тому, чтобы дать ребенку возможность непосредственно наблюдать и взаимодействовать с изучаемыми вещами и явлениями. Главным принципом развития познавательных способностей называется первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых знаний о ней. Действенным способом развития целостной модели мышления, обеспечивающей способность к творческому решению задач и эффективному накоплению жизненного опыта, являются занятия искусствами и ремеслами.

Сходные идеи были высказаны еще в 1943 г. английским литературным критиком, писателем, искусствоведом Г. Ридом. В предложенной им концепции «воспитания посредством искусства» он констатирует односторонность современной системы образования, опирающейся только на рациональное мышление. Г. Рид искренне убежден, что образование должно служить цели не только логического, но и чувственного познания мира, которое обеспечивает постижение индивидуальной природы вещей, т.е. того самого «целостного гештальта», о котором говорят современные когнитивисты.

Актуальность ридовской концепции и возможность ее анализа с позиций когнитивной науки доказывают современные исследования, утверждающие невербальный характер сознания и мышления. Знания представлены в сознании человека концептами, в которых чувственная составляющая кодирует содержащуюся в нем рациональную информацию, обеспечивая его функционирование как мыслительной единицы. В мыслительном процессе человек оперирует образами, которые несут и «прикрепленные» к ним рациональные знания. В понятие «чувственной составляющей» входят чувственные представления, схемы, картины, возможно – эмоциональные состояния, которые объединяют и дифференцируют элементы знаний человека в его сознании и памяти по различным основаниям.

В предложенной Г. Ридом модели целью обучения ребенка искусству должно стать не копирование реальности, а создание недискурсивных символов для репрезентации чувств и эмоциональных состояний, которые невозможно выразить с помощью «концептуальной мысли», т.е. вербализировать. В ходе реализации такой воспитательной программы достигается ряд целей. Во-первых, сохраняется и расширяется естественная интенсивность всех видов восприятия, впоследствии обеспечивающая «более обширный спектр связей» и способствующая оригинальности мышления (как ученого, так и художника). Во-вторых, обеспечивается координация различных видов восприятия и чувств, как между собой, так и по отношению к окружающему миру, гармонизируется восприятие и выражение. В-третьих, ребенок учится выражать себя в коммуникативной форме с помощью невербальных средств (символов), а также взаимодействовать, с областью бессознательного, «освобождать конструктивные силы воображения». И, наконец, в-четвертых, формируется умение облекать творческую мысль в требуемую форму, т.е. интегрировать эмоциональные и рациональные формы познания.

О необходимости именно такой модели воспитания, по мнению Г. Рида, свидетельствуют высказывания ученых, художников, философов, признававших метафорический характер моментов творческого вдохновения и озарения, когда они оставляли почву логических рассуждений и «мыслили образами». Но даже и концептуальная мысль будет обладать большей эффективностью, если сохранится острота восприятия и будет развита способность улавливать сходство явлений. Воспитание посредством искусства сможет не только обеспечить интеграцию различных форм познания, но и способствовать гармоничному развитию личности и общества.