CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

Лидия Анатольевна Симакова

Старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук

Институт педагогики НАПН Украины

Киев, Украина

E-mail: simakova.lidiya@gmail.com

 


Педагогические идеи интерактивности и интерсубъектности, внедряемые в последние годы в теорию и практику обучения, открывают новые перспективы в поиске эффективных путей реализации важнейшего в наши дни требования - осуществления культурологического подхода в процессе изучения литературы в школе.

Культурологический подход при изучении литературы в школе на современном этапе рассматривается как важнейший компонент культуры и один из основных источников для ее передачи подрастающему поколению, благодаря которому у учеников не только накапливаются знания, формируются необходимые умения и компетенции, но и достигаются более высокие цели – становление личности растущего человека как носителя и созидателя культуры.

Активное вхождение школьников в различные области художественной культуры становится возможным при условии глубокого восприятия ими произведений писателя, художника, композитора в контексте создавшей его культуры, постижение текста произведения литературы, в частности, как общекультурного феномена, заключающего в своей основе эстетические и духовно-нравственные ценности. Художественное произведение всегда концентрирует в себе представление творческой личности о важнейших, с ее точки зрения, проблемах человеческой жизни, всегда заключает в себе некий эстетический идеал, в котором представлены главные человеческие ценности (мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические), сформировавшиеся в результате пребывания личности в конкретном культурно-историческом пространстве и времени. Учитывая интересы и предпочтения школьников разных возрастов в области художественной культуры и представляя отчетливо особенности восприятия ими художественного текста, можно выделить возрастную доминанту восприятия художественной культуры, что дает возможность решения задачи введения школьника в контекст культуры. Если в 5-6-х классах внимание учащихся сосредоточивается на нравственной оценке поступков и поведения литературных героев, то в 7-8-х классах в интерпретации учеников проявляется более глубокое понимание нравственно-эстетической значимости произведения и авторского отношения к изображаемому в нем. В 9 -11-х классах интерпретация требует от учащихся широкой сопоставительной аргументации и выявления авторской позиции, так как старшеклассники рассматривают литературное произведение в контексте исторического процесса движения культуры.

Словесная природа литературного произведения особым образом обеспечивает движение читателя от слова к определенной культурной эпохе, то есть времени, отраженном в нем. Поэтому при чтении и анализе каждого нового произведения важны такие методические приемы, которые бы акцентировали внимание учеников на исторических, национальных, религиозных и других особенностях, отраженных в нем. При этом сегодня особенно важно не только накопление информации обо всем этом, но и осмысление школьниками преемственности культуры, сохраняющей и оберегающей из века в век все то лучшее, духовно нетленное, что выработало человечество. (Н. Бердяев. О культуре. – М: б-ка «Вехи», 1966. – С. 3). Поэтому необходимо содействовать тому, чтобы изучая литературный феномен, ученики как бы перемещались своим сознанием, всем своим внутренним состоянием в контекст культуры, запечатленной в произведении, мысленно проживали в этой культуре. Этому должны способствовать и вдумчивое, заинтересованное чтение произведения, и необходимый в каждом конкретном случае историко-культурологический комментарий, и постановка проблемных заданий, способствующих критическому осмыслению прочитанного, позволяющих ученикам активно участвовать в диалогах и дискуссиях. Необходимость такого подхода обусловлена самой сутью диалектического единства культуры и произведения: произведение понимается как феномен культуры, а культура, в свою очередь, понимается как сфера произведения. Быть в культуре, читая, анализируя и интерпретируя художественное произведение, - значит вступить в общение с прошлым и будущим, необходимо «представить в своей биографии Космос, Природу, Историю как можно полно, приобщиться к культуре Рода и Народа» (Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - С. 94). Литература в этом отношении среди других предметов гуманитарного цикла должна выполнять свою ведущую роль в формировании культурного облика личности ученика, под которым следует понимать особенности его культурных реакций, его внутреннюю позицию к высшим духовно-нравственным ценностям культуры.

Аксиологическая значимость культуры заключается в познании той сферы жизни, которая называется миром ценностей. «Культура человечества движется вперед не путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые, а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня…». (Лихачев Д. С., Панченко А. М. Смех в Древней Руси. Л., 1984. – С.201 ).

Направленность личности на те или иные ценности и составляют его ценностные ориентации. Они регулируют линию поведения человека, которая проявляется в различных сферах его деятельности, в его поступках и поведении. Но такой ценностный «ориентир сознания» не возникает сам по себе, для этого необходима работа мысли и чувств, длительный процесс познания и саморазвития личности. Поставленные в художественных произведениях проблемы по коренным вопросам бытия создают напряженное культурное поле, втягивающее в дискуссию все новые и новые поколения читателей. И в этих случаях происходит самое главное: включение растущего человека в контекст культуры, которая воспринимается как неразрывное целое, из которого он черпает неподражаемые примеры проявления высоты человеческоко духа, любви, добра, истины.

Художественные произведения всегда содержат в себе определенный культурный компонент, а порой и целый пласт, отражающий не только реалии времени, но и конкретной страны, ее народа. Поэтому важнейшим при реализации культурологического подхода является вычленение национально-культурного компонента, который приобщает учащихся к духовной культуре народа, знакомит с особенностями национального видения мира и его ключевыми ценностями. Национальная составляющая культурного компонента широко представлена в произведениях классической и современной литературы. Знакомство с нею обогатит и расширит мировоззрение учащихся, позволит понять богатство, красоту и уникальность культуры разных народов.

Национальная картина мира будет не полной без знаний о религиозной культуре. Понимание духовной жизни народа, объяснение рожденных в ней слов и образов-символов возможно лишь при знании ключевых текстов, составляющих данную культуру. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. Введение в программы по литературе библейских легенд, притч, знакомство с Кораном позволяет значительно расширить культурный горизонт современных школьников, а их ценностно-культурное, ориентационное пространство помогает увидеть единство прошлого, будущего и настоящего, вечного и временного.

Духовные ценности всегда являлись движущей силой в творчестве художников слова, поэтому ядром анализа произведения в школе является раскрытие авторского видения мира и его эмоционально-ценностного отношения к этому миру, то есть его миропереживание и миропонимание. . Понимание ценностей художником – явление глубоко индивидуальное: от полного признания установившихся в обществе норм до абсолютного отрицания. “Любой продукт человеческого творчества - своего рода “послание”; он по-своему “говорит”, вопрошает и отвечает, несет в себе “весть”, которую нужно уметь “услышать” и которая, соприкасаясь с другим текстом, вновь и вновь актуализируется в целостной жизни культуры” (М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. - М.: Художественная литература, 1979. - С.115 ). В теории диалога культур, разработанной Бахтиным, понимание текста трактуется как взаимопонимание, как общение и как самосознание. Он указывал на абсолютную разность понимания и объяснения текста. “При объяснении - только одно сознание, один субъект; при понимании - два сознания, два субъекта... Понимание всегда диалогично.” (М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. - М.: Художественная литература, 1979. - С.289-290 ). Созданное автором литературно-художественное произведение, присутствуя в культуре (то есть став предметом чтения), каждый раз переживает свое рождение, так как «автор» и «читатель» всегда не одинаковы в своей культурной компетентности. Именно поэтому и возникает диалог культур, протекающий на уровне сознаний и мышлений. Но если «автор» всегда один и постоянен, то «читатель» всегда разный. Каждый новый «читатель» по-своему становится соавторомпроизведения. Диалог личностей-культур и обусловливает жизнь произведения. Реализуемый в своих важнейших направлениях – духовно-нравственном и этнокультурном, он обеспечивает вхождение учащихся в пласты народной, национальной, религиозной культуры, приобщает к фундаментальным ценностям бытия, таким, как «родина», «отчий дом», «семья», «природа», «человек», «труд»; способствует постижению высших духовных ценностей («любовь», «добро», «истина», «красота», «сострадание», «память», «духовность» и др.). Диалог культур позволяет усиливать эмоционально-образное восприятие и углублять понимание доминантных образов (художественных концептов) национальной картины мира, ( «земля», «степь», «равнина», «лес») и осознавать ценности национального менталитета («воля», «правда», «соборность», «всемирная отзывчивость »). Поэтому поиск новых путей в осуществлении культурологического подхода при изучении литературы в школе должен не только помочь учащимся почувствовать себя приобщенными к культуре прошлого, настоящего и будущего , но и усвоить смысловые доминанты культуры, определяющие характер мировоззрения, поведения и ценностных ориентаций школьников.