CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit

СРАВНЕНИЕ БИНАРНЫХ И КОНТЕКСТНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗНАМЕННЫХ ПЕСНОПЕНИЯХ

Ирина Владимировна Голубева

аспирантка МГТУ им. В.Э. Баумана

Москва, Россия

E-mail: irina_danshina@mail.ru

 


Знаменные песнопения появились на Руси в XI веке вместе с принятием христианства. Они представляют собой музыкальные тексты, записанные с помощью специальных знаков, отличающихся по своей природе от современных нот. Основные их отличия в том, что одному знаку («знамени») может соответствовать несколько звуков и нет точного соответствия между знаком и высотой звука.

Так как полного свода правил записи и чтения знаменной нотации не существовало, а в результате перехода к нотолинейной нотации знания о том, как следует исполнять эти песнопения были потеряны, в настоящее время невозможно восстановить целый пласт культурного наследия Руси XI-XVII веков. Можно попытаться расшифровать указанные рукописи с помощью современных информационных технологий. Данная идея была поддержана грантом РГНФ №110412025в «Автоматизированная система научных исследований в области компьютерной семиографии (АНСИ КС)». Идея состояла в том, чтобы рассматривать знаменные песнопения как знаковую систему и использовать методы компьютерной лингвистики. Однако постепенно, работая с этой задачей, были выявлены некоторые особенности, связанные с пониманием, с трактовкой музыкальной записи человеком. В связи с этим возникла необходимость задействовать методы инфо-когнитивных технологий.

Инфо-когнитивные технологии (ИКТ) – технологии, которые связанны с тем, как построены процессы обработки и восприятия информации. В данной работе ИКТ используются для того, чтобы описать как воспринимается, познается и обрабатывается музыкальная информация. Это позволило рассматривать не только то, как расположены знаки в тексте, но и то, как они зависят друг от друга (синтаксис) и как музыка воспринимается человеком (семантика).

В связи с тем, что область семантики в том понимании, которое было указано выше, довольно обширная и выходит за рамки информационных технологий, так как затрагивает вопросы психологии, данная работа ограничена рассмотрением только вопросов синтаксиса.

Исследованием синтаксиса на базе семиотических подходов

Проведенные исследования выявили, что знаменные песнопения имеют аналогичную с естественным языком структуру. В качестве подтверждения этого можно привести примеры аналогий между ними: Знаменный алфавит → Лексикон, Последовательность знамен → Словосочетания, предложения, Знамя (крюк) → Слово, лексема, Пометы, Признаки → Диакритические знаки. Это означает что можно попытаться применить методы компьютерной лингвистики для анализа этих знаменных рукописей.

Для анализа синтаксиса использовалась гипотеза о наличии в знаменной нотации семиотической и синтаксической структур, высказанная известными учеными в области музыки – М. Бражниковым и Б.Г. Смоляковым. Для того, чтобы проверить эту гипотезу, был разработан специальный программный комплекс, который позволяет проводить статистические исследования.

Рисунок 1. Частота встречаемости знамен

Проведенные исследования показали, что для знаменных песнопений подтвердился закон Ципфа-Мальденброта и закон Г.С. Хипса, т.е. теже самые эмпирические законы, что справедливы и для текста. Более того, последующий анализ позволил выделить группы знамен по частоте их встречаемости:

Таблица 1 - Распределение знамен на 4 частотные группы
№ группы I II III IV
Число повторений каждого знамени 1000-3000 500-1000 150-500 1-150
Количество знамен в группе 6 7 30 323
Базовые знамена группы





Построение модели музыкального текста

В ходе дальнейших исследований были выделены три типа отношений (Таблица 2).

Для описания абстрактной модели используется система продукций, а для ее представления – тезаурусное представление.

Модель знаменных песнопений представляется в виде тройки

M = { Mα , Mβ , Mγ }, где

Mα - α-модель знаменных песнопений,

Mβ - β-модель знаменных песнопений,

Mγ - γ-модель знаменных песнопений.

Таблица 2 - Три типа отношений в синтаксисе знаменных песнопений
Вид отношения Описание Пример

α-отношение:

Z1 Z2

Знамя Z1 состоит в α-отношении со знаменем Z2, если Z2 является производным от Z1.

β-отношение:

Z1 Z2

Знамя Z1 состоит в β-отношении со знаменем Z2, если в структуре песнопения знамя Z2 непосредственно следует за знаменем Z1

Вероятностное
β-отношение:

Z1 Z2(Pi)

Если за знаменем Z1 может следовать несколько знамен, то конкретное знамя (Z2) следует с вероятностью Pi.

(0,56)

γ-отношение:

Z1 Z2

Z2 Z1

Знамя Z1 состоит в γ-отношении со знаменем Z2, если эти знамена находятся в общем контексте (фразе, предложении, песнопении).


Были построены конкретные модели для каждого типа отношений по каждой из частей рукописи «Круг знаменных песнопений» под ред. Разумовского.

Фрагмент MβОктоих (β-модели для части «Октоих») приведен в таблице 3 и на рисунке 2.

Таблица 3 - Фрагмент β-модели для «Октоиха»
  76 77 121 138 89 122
76 66 4 12 0 0 0
77 5 33 0 0 0 1
121 0 1 0 1 4 0
138 1 1 0 0 0 1
89 0 0 0 8 0 0
122 1 0 0 2 0 0

Рисунок 2. Фрагмент β-модели для «Октоиха»

Фрагмент MγОктоих (γ-модели для части «Октоих») приведен в таблице 4 и на рисунке 3.

Таблица 4 - Фрагмент γ-модели для «Октоиха»
  76 77 121 138 89 122
76 0,142 0,024 0,04 0 0 0
77 0,024 0,05 0 0 0 0,002
121 0 0,009 0 0,013 0,011 0
138 0,022 0,007 0 0 0 0,009
89 0 0,004 0 0,018

0

0
122 0,002 0 0 0,009 0 0

Рисунок 3. Фрагмент γ-модели для «Октоиха»

Связь между двумя знаменами не является случайной – это видно по частоте следования (если рассматриваем «знамя1», то определенные знамена имеют более высокую вероятность следования за «знаменем1», чем другие). Эти связи описывает β – модель. Но связь знамен имеет характер не просто следования одного знамени за другим, а более сложный – контекстно-зависимый. Это показывает γ-модель.