CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit
МОДЕЛИ КОГНИТИВНЫХ РИСУНКОВ ЛЕКСИКИ В НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ
Проблемы представления знаний в языке на современном этапе развития лингвистики рассматриваются в новом аспекте с опорой на когнитивность.
Представители психолингвистического направления (А.П. Бабушкин, Д.Б. Гудков, В.З. Демьянков, Н.И. Жинкин, В.В. Красных, Е.С. Кубрякова и др.), говоря о концептах как явлениях ментального плана, отмечают, что только процесс коммуникации приводит в движение «пучок» представлений, ассоциаций, переживаний, сопровождающих то или иное «ключевое слово» или действие.
В связи с этим обучение неродному языку (и овладение специальностью на неродном языке, в частности) имеет ряд особенностей изучения лексики в иноязычной аудитории. Несмотря на то, что предмет и задачи изучения той или иной специальности, безусловно, различаются, несомненно одно: для всех иностранных студентов необходимо овладение лексикой, терминологией и синтаксическими конструкциями, характерными для языка избранной ими науки.
Одной из задач преподавателя РКИ является обучение студента-инофона научному стилю речи, что позволит ему описывать существенные признаки, свойства предмета научного познания, объяснять причины тех или иных научных явлений. Особые лексические единицы (термины) точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание. Как правило, термины являются так называемыми ключевыми словами, или концептами. Как подчеркивают Е.С. Кубрякова и О.В. Александрова, “…ключевые понятия когнитивной лингвистики, как и когнитивной науки в целом, - это понятия информации и ее обработки человеческим разумом, понятия структур знания и их репрезентации, с одной стороны, в сознании человека, а с другой, в языковых формах…” [2 192]. Отрабатывая с иностранными студентами в курсе «Введение в специальность (по направлению «экономика»)» конструкции научного стиля речи, содержащие термины и наиболее актуальную экономическую лексику русского языка, можно моделировать знания по экономике у иностранных студентов, способствуя формированию в их сознании когнитивных рисунков экономической лексики.
ЛИТЕРАТУРА