CrossLingua’2013 < 11 — 15.05.13 < Ukraine, Crimea, Parthenit
ПРИКЛАДНАЯ КОГНИТИВНАЯ ГЕОГРАФИЯ
Когнитивная география — направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Когнитивная география относится к разделу гуманитарной географии, но в процессе практической деятельности тесно пересекается с разделами физической и экономической географии, информационными технологиями, искусствоведением, педагогическими и управленческими науками, журналистикой и т.д.
Устойчивые пространственные образы территорий характерны для всех групп населения. Топонимы «Москва», «Сибирь», «Южный Берег Крыма» вызывают образы Кремля и высотной застройки, бескрайней тайги или кипарисов на фоне синего моря. У простого обывателя образ будет самым общим, содержащим наиболее броские компоненты, профессиональный географ вспомнит координаты, площадь, геологическое строение, подробные цифры о климате и гидрографии, уровне экономического развития, демографии упомянутой в разговоре или средствах массовой коммуникации территории. Человек искусства вспомнит поэтов и художниках, воспевших или отразивший в своем творчестве регион или город, человек бывалый расскажет о своих личных впечатлениях.
В формировании устойчивого образа территории принимают участие средства массовой публикации, реклама, научно-популярные издания и передачи, образовательные географические курсы средней и высшей школы, личные впечатления во время деловых и туристических поездок.
Положительный или отрицательный образ территории влияет на приток инвестиций, туризм, миграцию населения. Положительный образ территории – результат многолетних усилий местного населения, администрации и средств массовой коммуникации, это многомиллионные вложения в территориальную инфраструктуру, благоустройство, санитарно-гигиенические мероприятия, охрану правопорядка. Образ территории может быть испорчен в результате природной или гуманитарной катастрофы, ошибок или некомпетентности администрации, контрпропаганды конкурирующей территории.
Одной из основных задач любой местной территориальной администрации является формирование положительного образа подведомственной территории и доведение этого образа до различных целевых групп населения в соседних и удаленных регионах (потенциальных туристов или инвесторов). В то же время, не располагая точной и оперативной информацией о состоянии территориальных ресурсов, трудно вести правильную рекламно-информационную политику. Если для рядового туриста достаточно яркого буклета и сниженных цен, то серьезный зарубежный инвестор затребует подробную информацию о ресурсном потенциале, правовом положении, технической инфраструктуре и других свойствах территории. Множество самых радужных проектов, связанных с частными и государственными инвестициями для некоторых регионов, не состоялись из-за недостаточной или неактуальной информации. Недоступность, несистематизированость или полное отсутствие информации о свойствах территории является актуальной проблемой для многих территориальных администраций. Одним из путей решения этой проблемы является создание территориальных информационных систем, обеспечивающих пространственной информацией разнообразные информационные потребности населения и органы власти. Технологической основой территориальных информационных систем являются геоинформационные системы и технологии.